03.07.2016 22:01
Мероприятия.
Просмотров всего: 7295; сегодня: 2.

ЕАЭС требует современных технологий оформления таможенного транзита

ЕАЭС требует современных технологий оформления таможенного транзита

Применение устаревших технологий оформления таможенного транзита создает риски для дальнейшего развития евразийской интеграции и реализации перспективных проектов международных транспортных коридоров, отметили участники пресс-конференции «Внешнеэкономическая деятельность России и рынок трансграничных перевозок: угрозы экономике и безопасности РФ и стран ЕАЭС», которая состоялась 30 июня 2016 г. в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».

Такое положение на рынке сложилось в силу монопольного положения на рынке трансграничных перевозок ЕАЭС международной организации МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта), штаб-квартира которой находится в Швейцарии. На данный момент эта организация насчитывает порядка 180 членов — национальных союзов и ассоциаций в сфере автоперевозок по всему миру, и функционирует в рамках системы гарантий международных автомобильных перевозок товаров с использованием книжки «Международные дорожные перевозки» (МДП, фр. Carnet TIR, Transports International Routiers) и Таможенной конвенции о международной перевозке грузов (1975 г.).

В последнее время у профессиональных участников внешнеэкономической деятельности усилились опасения в отношении прозрачности работы МСАТ (в Швейцарии расследуется уголовное дело о нецелевом использовании этой организацией средств в объёме 530 млн. швейцарских франков). На пресс-конференции было представлено развернутое научное исследование АРФИ, которое исследовало работу с МСАТ 47 стран за 21 год. Исполнительный директор АРФИ Станислав Мартюшев отметил, что Россия находится на 12-м месте по критерию зависимости ее внешнеэкономической деятельности от сотрудничества с МСАТ. На первом месте Молдова, на втором — Латвия, на третьем — Литва, а развитые страны практически не зависят от МСАТ. Бельгия — 47 место, Норвегия — 45, Франция — 41, Германия — 37. Это подтверждает, что Россия зависит от доброй воли МСАТ и при неблагоприятном развитии событий Деятельность МСАТ может привести к потерям для российского бюджета.

В ходе пресс-конференции заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов подтвердил опасения отраженные в исследовании АРФИ и конкретизировал основные проблемные позиции сотрудничества со МСАТ с точки зрения Федеральной таможенной службы.

По его мнению, существует «проблема несвоевременного возврата денег при спорных ситуациях», что является следствием общей непрозрачности деятельности организации, которая может привести к потерям для российского бюджета. Для решения этой проблемы «мог бы помочь международный аудит МСАТ». Участники конференции от АРФИ с целью защиты интересов российских участников ВЭД рекомендовали провести такой аудит официального члена МСАТ от России.

Кроме того, МСАТ «использует бумажные ретро-технологии с использованием книжек МДП». Это противоречит мировому тренду на снижение количества барьеров и упрощению процедур при организации межгосударственных транспортных перевозок. В связи с этим возникает реальная угроза того, что Россия и страны ЕАЭС окажутся заложниками устаревшей технологии таможенного транзита. При этом возникает риск полной остановки транзитных операций у тех участников ВЭД, которые вынуждены пользоваться книжками МДП, в случае если МСАТ как монополист перестанет их поставлять в Россию. Причем подобные угрозы от МСАТ уже поступали в начале 2000-х годов.

Также эксперты отметили существующие значительные информационные риски при передаче финансовой и перевозочной документации российских международных перевозчиков за рубеж в МСАТ. Использование этих данных не контролируется Россией.

В перспективе использование Конвенции МДП ставит под вопрос создание надежного и экономически эффективного механизма таможенного транзита со стратегическим партнером России — Китаем. Как отметил Руслан Давыдов, «использование устаревших технологий при оформлении транзитных перевозок может осложнить реализацию проектов создания крупных транспортных коридоров с запада на восток по типу проекта Шелкового пути».

В этой ситуации логичной альтернативой услугам МСАТ является создание единой транзитной системы в рамках ЕАЭС и единых гарантийных механизмов при транзите товаров на базе законодательных норм Союза. На его основе должны быть предприняты шаги по организации единого электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи единого образца во всех странах ЕАЭС.

Данный подход будет аналогичен используемой в странах Евросоюзе процедуре общего транзита. При этом России нет необходимости выходить из Конвенции по МДП, сохранив возможность ее использования в качестве дополнительного инструмента в транзитных операциях.


Ньюсмейкер: Евразийский коммуникационный центр — 4 публикации
Поделиться:

Интересно:

О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
28.03.2024 12:18 Аналитика
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
В преддверии II Всероссийского конкурса юного художника «Место в России, где я мечтаю побывать», который стартует 1 апреля 2024 года, эксперты Национального туроператора Алеан рассказали, куда хотели поехать дети, исходя из анализа работ прошлого года. Дети в возрасте от 6 до 15 лет поделились...
562 года назад на престол взошёл Иван III
28.03.2024 10:44 Новости
562 года назад на престол взошёл Иван III
В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается...
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
27.03.2024 18:03 Новости
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
Группа ученых из Кемеровского государственного университета во главе с доктором исторических наук Ольгой Советовой описала ранее неизвестные петроглифы, обнаруженные в ходе экспедиций последних трех лет. Среди найденных рисунков неожиданно оказалось и крайне редкое изображение парохода. Основной...
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
27.03.2024 17:20 Новости
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
В подмосковном городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского городского поселения археологи провели превентивное обследование территории, прилегающей к скверу Дулевского фарфорового завода. В результате был обнаружен ранее неизвестный исторический слой, который уже признан вновь выявленным объектом...
Музыкальные вершины великих эпох России
27.03.2024 17:02 Мероприятия
Музыкальные вершины великих эпох России
26 марта 2024 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки представлен новый масштабный мультимедийный музыкально-исторический проект «Музыкальные вершины великих эпох России», проводимый в рамках  общероссийской историко-культурной  благотворительной акции...